Рафаэль. Выставка. Звучно. Собрались, поехали. Хотел еще разок посмотреть на работы великого мастера. Погода в этот день была стандартно-московско-позднеосенней. Хотя середина сентября. Пасмурно, в воздухе сырость без дождя и холодно. Проехали поливочные машины. Полили в пол силы, чище не стало. Хорошо не мороз. Увидев очередь на Рафаэля, мы приуныли. Стоять по самым скромным оценкам было часа на два. А улыбаться и идти без очереди я себе не позволил – было много бабушек. Была и молодежь, но сильно в конце. Бабули пришли пораньше.
Гулять в такую погоду, даже по центру Москвы (а это тоже было в планах – очень хочется посмотреть Собянинскую брусчатку, почти как Рафаэля) было не комильфо. Поозиравшись по сторонам, я приметил метрах в пятидесяти тоже музей, тоже изобразительных искусств, тоже Пушкина и тоже выставку. Громкие имена, коллекции западных домов и Третьякова и прочие атрибуты «правильных выставок». Всё то же самое, с одной лишь разницей – очереди не было! Нет пиара – нет очереди.
Зашли, сразу купили билеты, оставили вещи в гардеробе.
- Мне на плечики, пожалуйста, - гардеробщица почтенного возраста уважительно крякнула и проворно сгребла чаевые вподстол.
Было несколько уютных, свежеотремонтированных залов с разным освещением, с работами таких мастеров как Гойя, Мунк, Ренуар, Ван Гог, Гоген, Пикассо, Матисс, Кандинский, Шагал и др. На любой, я бы сказал, вкус. От классики до авангарда. Охраняли эти залы вежливые и самодостаточные бабушки, застывшие на века в казенных стульях на автономном питании. Сначала я подумал, что это часть экспозиции. Живые, кстати. Ухоженные, чистенькие, опрятные, старательно вычесанные и доставленные сюда на машине времени, возрастом от 80 до 120 лет из тех музеев эпохи тех картин. Атмосфера была торжественная, молчаливо-задумчивая и навевала на приятные мысли приобщения к великому.
Что я понял для себя по итогам – до авангарда я пока не дорос. А так же, французская школа конца XIX века – тоже не мое. Неожиданно открыл для себя работы Эрнста Нойшуля. Понравились. Первая половина XX века. Реалистично и харАктерно. Фундаментально выглядят работы швейцарского мастера Арнольда Бёклина. А вот Кандинского или Матисса я повесил бы разве что в офисе или на какой-нибудь модной тусовке - работы ни о чем и взгляда не задерживают, за то всем дают понять – у владельца деньги есть!
Резюмируя по выставке. Если же говорить обо мне, то я еще раз убедился – для меня лично, из всех эпох и периодов, лучше классики итальянцев и немцев ничего нет. Но сходить стоит. Выставка хороша тем, что не навязывает посетителям какой-либо стиль – его просто нет. Поэтому не устаешь ни от однообразия классики, ни от пестроты модернизма. Называется «Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков», вот и выбирай по настроению и вкусу. Поэтому, из всего разнообразия школ и мастеров этого периода, можно легко выбрать, что тебе ближе.